Альбом за альбомом
«Master оf Reality» от Black Sabbath - это, на мой взгляд, ещё более высокая ступень творческого развития группы. Альбом характеризуется более уверенной игрой, более смелыми музыкальными фантазиями, более качественным звучанием, наконец. Если на «Paranoid» все песни были хороши, но определённо не хватало некоторых самых, вероятно, даже неброских наработок, может быть, элементарной наработанности музыкальной схемы (что, впрочем, нисколько не умаляет его большого значения в рок-музыке), то на «Master оf Reality» риффинг Айомми становится более колоритным, более, я бы даже выразился, фронтальным, потому что его густое звучание, да притом ещё и на низком строе гитары, действительно создаёт эффект чего-то острого, едкого, но невообразимо мощного и энергетичного. Соло в первой же композиции под названием «Sweet Leaf» сразу же оказывается сладким десертом - не успел слушатель насладиться главными музыкальными блюдами - спонтанная хаотичная «олдскульная» игра Уорда под такую же слегка беспорядочную импровизацию Айомми. В принципе, нужно сказать, что дуэт Уорда с Айомми - это не просто знак качества, это ещё и фирменный знак самой группы (были ещё, конечно, и Led Zeppelin, но ориентиры на блюз делали соло Пейджа более разреженными, хотя нельзя утверждать, что Айомми лучший исполнитель по сравнением с Пейджем, потому что школа игры в принципе одинаковая). Композиция «After Forever», следующий бессмертный шедевр, содержит просто потрясающий рифф, в ней Айоммми представляет слушателю уже более продуманную модель музыкального построения, меняя довольно оживлённое вступление на не менее живой рифф и снова возвращаясь к началу. «Embryo» - несколько неудачная попытка произвести на свет нечто, напоминающее нео-фольк, окаймлённый тяжёлым роком, комментарии здесь излишни, потому что чем-то полноценным и логичным я бы это не назвал (можно пошутить, назвав это а-ля Blackmore's Night). Но подобный минус в расчёт я брать не буду, предположив, что этот опус - просто средство релаксации. Ведь дальше следует ещё одна сильная вещь под названием «Children оf the Grave», где Айомми абсолютно утверждается в построенном им музыкальном мире - стены этого шикарного «замка» вымощены прекрасными гармоничными риффами, архитектура башен украшена прекрасной ритм-секцией, и управляет этим «замком» более выразительный по сравнению с предыдущим альбомом голос мистера Озборна. «Orchid» - неплохой этюд-арпеджио, попавший сюда тоже, видимо, с целью дать нам небольшую разрядку, хотя мы нисколько не устали и готовы дальше утолять свой порыв. Нетрудно также представить, что «Orchid» - это неплохой вызов Led Zeppelin, на который они года 4 спустя ответили довольно свободной и лёгкой «Bronyraur», которая, впрочем, получилась гораздо оригинальнее сэббатовского номера. В заключение также отмечу волшебную и воздушную балладу «Solitude», действительно своей умиротворяющей мелодией опровергающую все слухи о сатанинском влиянии группы.