В таком составе и был записан очередной альбом коллектива. С годами музыканты стали мудрее, научились прощать друг другу ошибки, и от того сам альбом вышел каким-то более сосредоточенным, более «мудрым» (если здесь уместно это слово), более рассудительным. За окнами стояли 90-е годы, 80-е, с их веселой бесшабашной атмосферой ушли в прошлое, обстановка в мире была более мрачной, да и на рок-сцену выходили блэк- и дум-металл, грандж, чей саунд никак нельзя назвать жизнерадостным. И "Dehumanizer” продемонстрировал, что музыканты BLACK SABBATH уверенно держат руку на пульсе времени. Музыка альбома как нельзя лучше соответствовала эпохе.
Альбом вышел достаточно мрачным – под стать времени, саунд его можно описать, как очень удачный микс "Heaven And Hell” и лучших работ группы начала 70-х. Жесткость гитары Айомми никуда не ушла, но стала более тягучей, местами вязкой. Да и соло порой кололи, а иногда грубо и непримиримо вклочивались в мозг слушателя. То же можно сказать и о звучании баса Джизера – он теперь очень редко резко рокотал, а все чаще обрушивался на уши слушателей тяжелым гулом замедленного пульсирующего метронома. Винни Эппис так же очень разнообразил звучание своих ударных. Если иногда они, как и прежде, рокотали, подобно драм-машине, то все чаще мы слышим на этом альбоме тяжелый приблюзованый бит, которым мог бы гордиться и Билл Уорд – так что и тут мы сталкиваемся со смешением звучания SABBATH 70-х и 80-х.
И голос Дио не остался неизменным на этом альбоме. Очень редко тут нам доведется услышать, как Ронни нежно поет в высоком диапазоне. В основном Дио поет в средней тональности, порой забираясь в низы, порыкивая и хрипя, но при этом голос Ронни всегда остается узнаваемым, благодаря его неповторимому тембру, страстности и проникновенности. И, конечно, в соответствии с общим звучанием альбома, почти не встречаются нам на нем скоростные искрометные партии певца – в основном, все плавно, но, как всегда, отточенно и монолитно. Изменилась и тематика песен, за которую, как всегда, ответственность несет вокалист. Вместо повествований об ангелах и бесах, драконах и рыцарях (пусть и неоновых), теперь на альбоме мы встречаем песни и о телевидении, и о компьютерах, о машине времени; тексты все ближе и ближе подбирались к тому, что творилось в совеременном музыкантам мире (и все это не в самом лестном контексте).
А еще на альбоме довольно часто мы можем встретить звучание синтезаторов, не в виде цельных партий, а скорее, как некие вкрапления, небольшие вставочки, призванные скорее подчеркнуть некоторые моменты музыки или контрастно оттенить их. И еще, конечно, необходимо отметить, что композиции, сочиненный на сей раз Батлером-Дио-Айомми стали более сложными в структурном плане, ни в одной из них нельзя насчитать менее трех совершенно различных мелодических линий, органично связанных и переплетенных друг с другом – так что это уже не вариант «куплет – прпев». Все правильно, прог стал все больше и больше места занимать на мировой рок-сцене, и музыканты SABBATH показали всем, что и им не чужд этот жанр, что и они способны развиваться в этом направлении.
К сожалению, альбом в свое время не получил должной оценки ни у критиков, ни у поклонников. Видимо, не многие готовы были принять BLACK SABBATH такими, да и от Дио все ожидади большего позитива. Я же расцениваю этот альбом, как очень удачный. Не думаю, что кому-нибудь пришлось бы по душе, запиши музыканты еще один "Heaven And Hell”, даже не смотря на его величие. Изменился мир, изменились и стали старше и мудрее музыканты, соответственно – изменилась и музыка. Плох тот артист, который не меняется и не развивается со временем. Тот же "Heaven And Hell” тем и хорош, что он появился в свое время. А 1992 год был самым подходящим временем для "Dehumanizer”.
Начинает альбом не мощный скоростной боевик, как предыдущие альбомы этого состава, а размеренная среднетемповая композиция "Computer God”, в свою очередь открывающаяся размеренным жестким ритмом ударных, в который почти сразу врывается едкий и саркастичный голос вокалиста. Жесткое и в то же время густое звучание гитары в середине номера неожиданно сменяется колким и пронзительным соло.
А вот вторым номером следует шикарная баллада, открывающаяся вязким глубоким гитарным риффом, уходящим своими корнями в начало 70-х. Голос вокалиста не искрится тонкими хрустальными гранями, а остается таким же глубоким (только не скрипучим), как в предыдущем номере, но не очень страстным – так ведь и речь идет ни о чем-нибудь, а о смерти. При этом порой даже становится страшно именно от интонаций, в которых поет Ронни.
Даллее – достаточно скоростной номер "TV Crime”, наверно, самый быстрый на альбоме, и Дио, как всегда, едва успевает проговаривать текст – саркастичное обвинение современному ТВ. Гитара рычит и гудит, а Эппис буквально выбивает дух из своих барабанов. Между куплетов Айомми выплевывает в зал по нескольку скоростных гитарных пробежек, показывая всем, что пальчики его (с резиновыми наконечниками) еще не забыли, что такое – быстро бегать по струнам.
Пропущу парочку следующих номеров, просто потому, что они не числятся среди моих личных фаворитов на этом дске.
Далее – еще одна достаточно быстрая песня с легко запоминающимся мотивом "Time Machine”, и очень интересным вокальным и инструментальным переходом, когда Дио орет "…your brocken dream!”. Очень интересно и контрастно слушаются достаточно глухие и густые удары по барабанам в сочетании со скребущим гитарным риффом и острыми коротенькими впрыскиваниями гитарных соло.
А когда начинается "Sins Of The Father”, на ум сразу призодит, что это на что-то похоже, очень-очень похоже. Нет – не мелодией, а общим звучанием. Чуть погодя, доходит – если сделать этому номеру (точнее его первой части) более мягкую аранжировку – это идеальный битловский номер, он очень органично смотрелся бы на каком-нибудь альбоме ливерпульской четверки году так где-нибудь в 1966-68. Но только разбираешься с этим моментом, как звучание уже становится типично саббатовским, и переходит в тональности, вполне соответствующие среднетемповым номерам с "Mob Rules”.