После выпуска четвертого альбома
Ребята неожиданно обнаружили, что их творческие родники иссякли и они не могут придумать новых песен. Сначала они посидели в Лос-Анджелесе, в том же особняке, где записывали предыдущую пластинку, но оказалось, что все здешние друзья либо умерли, либо попали в тюрьму. Узнав об этом, они потеряли всякое желание находиться в этом месте и вернулись на родину. Здесь «блэк-саббатовцы» решили переехать в валлийский замок Клируэлл (где позднее записали свой последний альбом Led Zeppelin), отгородиться от внешнего мира и сосредоточиться. И тут Айомми в голову пришел рифф к заглавному треку – позже его даже окрестили «риффом, который спас Black Sabbath». Говорят, в ту же ночь Оззи чуть не сгорел, заснув у огромного камина, вызвавшего пожар. Рассказывают еще множество других страшных историй – например, о встрече с призраком, – но мы не будем на них останавливаться. В любом случае, с другими композициями дела потом пошли лучше.
Если предыдущая работа могла навести на мысли, что ребята топчутся на месте, то пятый альбом, вышедший 1 ноября 1973 г. и получивший зловещее название «Суббота, кровавая суббота» (или, скорее, «Суббота, мерзкая суббота»), не только показал, что Black Sabbath остаются одной из ведущих металлических групп, но и, пожалуй, оказался самым лучшим произведением бирмингемцев, пусть и отличающимся от предыдущих работ. И, конечно же, самым амбициозным. Кроме того, это, вероятно, самый ровный альбом, по крайней мере, классического состава. Проходных тем на нем практически нет, тексты стали интереснее, а музыкальная палитра «Черной Субботы» обогатилась еще большим количеством элементов из арсенала прогрессивного рока, из-за чего общее звучание кажется более легким, несмотря на жутковатую, но интересную обложку. Оззи, однако, все меньше ладил с Тони, поскольку не хотел усложнения музыки, а возврата к корням. Однако, не желая слишком много спорить, он, как и Уорд, все время пил или употреблял наркотики, в то время как Тони с Гизером работали в студии. Эксперименты не всегда бывают удачными, но не в случае с этим альбомом. Многие, правда, именно с него начинают группу не любить, но это уже какие-то твердолобые консерваторы. Продюсировали все сами, т.е. на этот раз все было в руках Айомми, который сделал гитару посочнее, бас слегка приглушил, а вокал по-прежнему оставил на переднем плане, хотя заметно, что он немного хуже, чем раньше (более скрипучий и подвывающий), хотя его диапазон расширился. Из-за того, что звучание оказалось менее тяжелым, Тони в свое время сказал, что это «вообще не рок-альбом» (not a rock album, really). Работа вышла на лейбле World Wide Artists (WWA), основанном специально для группы, а в США их, как и прежде, представляла компания Warner Bros.