Рождественские встречи от Tarja Turunen в Москве
Яркие краски тёмного Рождества
(Tarja TURUNEN, Москва, Международный Дом музыки, 21.12.2018)
Часть вторая
“Silent Night” на сей раз прозвучала не на русском, а на английском языке, но при этом не утратила своей легкости, эмоциональности и трогательности. И голос Тарьи нежно и воздушно парит и широкой волной окутывает весь зал, едва не убаюкивая.
И самая последняя песня первой части этого Рождественского великолепия – еще один мой любимчик “Walking In The Air”. Голос Тарьи реально рисует перед нами картину, яркую, живописную, этой самой прогулки по небесам. Хор подобен будто дуновению легкого ветерка, а звонкие нотки, извлекаемые Тарьей – будто звон разлетающихся льдинок из под ног финской нимфы, ступающей по этим самым frozen sky. Красиво и изящно! А голос певицы все разрастается и разрастается, оркестр все мощнее и мощнее врывается в звуковую палитру, и Тарья все увереннее шагает по небесам. Она и тут не перестает радоваться и изумляться чудесам, творящимся вокруг. И все это – в ее голосе. Сколько же в нем красоты, страсти и самых различных эмоций! Оркестр уже разыгрался в полную силу, большие барабаны уже гулко отчеканивают чьи-то таинственные шаги, голоса хористов звонко и уверенно выписывают основную тему номера, а Тарья, чьи легкие получают небольшую передышку, яростно и энергично встряхивает головой и руками, раскачиваясь в такт мелодии, и лишь недостаток места не дают ей возможности закружиться в танце. Но и так все невероятно красиво и эмоционально. Воспарив своим голосом еще разок прямо к этим самым замерзающим небесам под грохочущие в радостном порыве резкие звуки оркестра, Тарья завершила эту блистательную композицию… А с ней – и первую часть концерта (как-то язык не поворачивается назвать эти яркие и страстные выступления финской дивы заезженным словом шоу!). Столько самых разных настроений, столько самых разных эмоций, столько самых разных оттенков Рождества представили нам музыканты за каких-то 40 мину! Но главная вкусняшка – впереди!
Прошло 20 минут, и вот финская нимфа, одарив всех собравшихся такой теплой, такой милой, такой родной улыбкой провозглашает: “Welcome to a Dark Christmas!”. И под легкие, типа клавесинные звуки в зал воздушной походкой вступает “O Come O Come Emmanuel”. Безоговорочный шедевр, и его безоговорочно идеальное исполнение. Легкая изящная мелодия, и такой же воздушный, распевный голос певицы. Постепенно оркестр звучит все громче и громче, и Тарья не отстает от него. И вот, ближе к финалу уже отчетливо слышны гулкие удары больших барабанов оркестра, будто чья-то упругая поступь, будто приближение чего-то неведомого и таинственного.
|
Должен сказать, что во второй части этого представления почти в каждом номере то в финале, а то и на протяжении всей песни очень отчетливо вступают ударные – то большие барабаны, то чеканный жесткий ритм, задаваемый другими ударными (не будучи знатоком, не могу правильно назвать эти инструменты – сорри!). Ну и конечно, то литавры, то медные тарелки, то треугольники – то гулко, то звонко постоянно присутствовали в звуковой палитре, то будто маленькие колокольчики, то, как церковные колокола. И именно это обилие ударных, по-видимому, и должно соответствовать эпитету «Темное», вынесенному в заголовок. Но в данном случае с этим звучанием отождествляется (в моем понимании) не зло и мрак, а нечто таинственное, неведанное, тревожное. Ну а некая мистика, на мой взгляд, всегда была свойственна Тарье, ее подаче, ее исполнению, ее голосу. И тут подобные аранжировки в большинстве своем известных песен только способствовали тому, чтобы все эти качества расцвели во всей красе. Ну и тайна, таинство – это так присуще Рождеству, рождественской сказке, рождественским праздникам, т.ч. все правильно, все нормально, все празднично и красиво.
Надо сказать, что многие песни, исполненные во второй части концерта, структурно оказались достаточно похожими: тихое, спокойное начало, а затем – оркестр буквально взрывается, и голос Тарьи разворачивается во всю ширь, выплескивая в зал сверкающие каскады эмоций. Но этими словами я вовсе не хочу сказать, что сами номера были одинаковыми.
“Pie Jesu” – тревожные звуки скрипок, и чистый, реально ангельский голос Тарьи. Все так воздушно, возвышенно, и в то же время празднично. Atmospheric! – это слово, звучащее в тексте песни, как нельзя лучше подходит для характеристики этого номера. И оркестр будто боится своим звучанием нарушить все великолепие ангельского пения Тарьи. Лишь литавры радостно звенят, россыпью праздничных фейерверков украшая эту воздушную безмятежность.
“What Child Is This” – голос Тарьи звучит трогательно и доверительно, а между строк отчетливо слышны капельные звуки клавишных. Голос звучит все звонче, но столько в нем одухотворенности! И тут праздничным фейерверком взрываются медные духовые, и, вслед за ними, будто пробудившись ото сна, весь оркестр вспыхивает во всю мощь, вместе с певицей празднуя появление на Земле спасителя. В песне – явный религиозный подтекст (это вам не «зеленые рукава»!), но на это как-то не обращаешь внимание – столько в ней праздничного настроения.
“Have Yourself A Merry Little Christmas”. Этот номер начался с протяжного убаюкивающего вокализа Тарьи, наполненного теплом и какой-то сладкой негой. А в мягком звучании оркестра то и дело проскальзывают звуки колокольчиков. Но вот в тему номера врываются отрывистые ударные, и праздник вырывается на свободу – все вспыхивает ярким фейерверком.
Читать дальше.....
Все страницы статьи | 1 | 2 | 3 |
Источник: